СЮРРЕАЛИЗМ. ТЕАТР ДАЛИ. ФИГЕРАС
Друзья, всем привет!
У нас в блоге "Чай с Корицей" новое и очень необычное задание! Его название говорит само за себя - "Surrealizm". Никаких дополнительных условий в этот раз нет, просто погружаемся в мир между сном и явью, вдохновляемся работами художников и творим...
Альтернативный баннер задания:
Выбор темы для моей работы был предопределен посещением Театра-музея Сальвадора Дали на его родине, в Фигерасе. Разумеется, экскурсию в музей Дали я заранее включила в обязательный план нашей поездки. И, надо сказать, побывав там, я заново прониклась и впечатлилась творчеством гениального сюрреалиста, историей его жизни, рассказанной гидом (некоторые подробности, о которых я ранее не знала, меня потрясли!). Не покидало стойкое ощущение, что весь жизненный путь Дали - от рождения и до последнего вздоха - был предопределен заранее. А все невероятные факты, случайности и мистические совпадения являлись звеньями одной цепи, вознесшей эксцентричного каталонца к всемирной славе.
Эта тема захватила меня. Приехав домой, я продолжила свои поиски, и они привели меня к новым находкам! Я узнала много интересного о становлении художника, о формировании его личности и фирменного стиля. Да к тому же надо было готовиться к заданию для ЧсК! :)) Но... сколько бы я ни старалась, я не могла придумать собственного сюрреалистического образа, ибо в сознании всё прочнее укоренялось убеждение, что ВСЁ уже было придумано и воплощено великим Дали.
И тогда коллаж, сделанный в меру моих способностей и возможностей, я решила посвятить Ему. Сумасбродноум и эксцентричному гению сюрреализма - Сальвадору Дали! Я попыталась вместить в него хотя бы маленькую толику символов и значимых деталей, используемых художником в своих картинах.
И тогда коллаж, сделанный в меру моих способностей и возможностей, я решила посвятить Ему. Сумасбродноум и эксцентричному гению сюрреализма - Сальвадору Дали! Я попыталась вместить в него хотя бы маленькую толику символов и значимых деталей, используемых художником в своих картинах.
Основа - бумага для акварели, самодельный фон - акварельные краски, спреи, немного
штампов (в тему, на испанском!) из коллекции 7Gypsies, машинная строчка, скотчи, вырезки – фрагменты произведений Дали.
Некоторыми подробностями создания коллажа я и хотела бы сегодня с вами поделиться. Если есть время и желание, приглашаюпод кат :))
Некоторыми подробностями создания коллажа я и хотела бы сегодня с вами поделиться. Если есть время и желание, приглашаюпод кат :))
...Ни для кого не секрет, что Сальвадор Дали являлся не только блестящим
живописцем, графиком, скульптором, но и не
менее талантливым исполнителем, сценаристом и режиссёром-постановщиком своих
эпатажных перфомансов и эксцентричных выходок. Он говорил о себе так: «Вся моя жизнь – театр». Исходя из этого, я поместила портрет
Дали в театральные декорации: на переднем плане роскошный занавес, а выразительный взгляд художника приглашает
нас погрузиться в мир его гениальных иллюзий и метафор…
Театральную сцену я изобразила в виде шахматной доски, часть клеток которой представляют собой фрагменты искаженной в перспективе картины «Галлюциногенный тореадор». Сам художник называл это полотно, написанное в период 1969-1970гг., "весь Дали в одной картине", именно в ней он объединил самые яркие свои образы и символы. Присмотритесь, как сквозь фигуру Венеры Милосской, расположенную ближе к центру, проступает второй образ - лицо тореадора, а драпировка на ее бедрах образует его рубашку и галстук.
Шахматная тема подчеркивает математический склад ума художника - в каждой из его работ присутствует сложная, строго продуманная и тщательно выстроенная композиция. Кроме того, именно он впервые в изобразительном искусстве применил цифровой метод создания картин (одну из них я вам позже покажу).
Центральное место коллажа занимает знаменитый диван, деталь
интерьера комнаты-инсталляции в театре-музее Дали «Лицо Мэй Уэст», выполненный
в форме губ скандальной кинодивы. Мэй Уэст – звезда американского кинематографа предвоенной
поры, которую Дали считал эротическим памятником эпохи. Не будучи ослепительной красавицей она обладала сексуальным магнетизмом, бросая вызов всем своим образом жизни и смелыми высказываниями морализаторству обывателей. И этим она была похожа на Дали.
На диване лежит спящая Гала – это образ музы художника из ставшего хрестоматийным в его творчестве произведения «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до
пробуждения» (1944г.). Состояние между сном и пробуждением как раз и являлось, по мнению приверженцев стиля, вдохновением и необходимым условием для создания сюрреалистических работ. Именно в этот момент сознание, балансируя на тонкой грани между бредом и реальностью, рождает самые абсурдные и парадоксальные сюрреальные образы. Дали начинал работать сразу же после пробуждения, создавая свои творения под влиянием бессознательного.
Голова Галы покоится на другом символичном культовом объекте, придуманном художником, – мягких часах с
полотна «Постоянство памяти» (1931г). Ещё одни часы украшают знаменитые усы
Мастера.
Вот как Дали сам рассказывал об истории создания картины:
"...Решив написать часы, я написал их мягкими. Это было
однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня
недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я
решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень
вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя
над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в
мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую
я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто
бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный
ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но
какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился
выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары
мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я
приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из
кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была
закончена".
Высоко оценив картину, Гала изрекла пророческую фразу:"Каждый, увидев однажды это произведение, уже никогда его не забудет".
Высоко оценив картину, Гала изрекла пророческую фразу:"Каждый, увидев однажды это произведение, уже никогда его не забудет".
Но вернемся от бессмертного творения Мастера к моему коллажу :))
Голубой шар слева от дивана – загадочная деталь картины
«Головокружение» или «Башня удовольствия». Кстати, это шар встречается и на других полотнах Дали, но назначение его доподлинно неизвестно. Мне, например, он помог поддержать палитру и композицию работы, став своеобразным символом гармонии :))
Фигуры справа от дивана – скульптура «Венера Милосская с ящиками» (1936г.). Венер две, как и на картине «Галлюциногенный тореадор». Дали часто прибегал в своём творчестве к повторам (дублированию) образов. Необычным в облике античной скульптуры являются ящики – один из символов и знаменитейшая выдумка Дали. Он всегда изображал их открытыми. Как считают одни, Венера Милосская с ящиками в теле вызывает яркие образы потаенной женственности, закрытости, тайны, другие намекают на обыскивание, производимое неумышленно, или на систему хранения для великого множества безделушек, которыми любят окружать себя женщины.
В правом верхнем углу над головами Венер – глаза. За основу взят «Глаз времени» - изысканное ювелирное изделие - брошь-часы, выполненная ювелиром Карлосом Алемани по эскизу Дали. Художник подарил это украшение своей жене в 1949 году. Всего было изготовлено 20 экземпляров, часть из которых продается на мировых аукционах и в наши дни. При начальной цене в 8-12 тысяч евро каждая такая брошь уходит с молотка за 75.000-96.000 евро.
Фигуры справа от дивана – скульптура «Венера Милосская с ящиками» (1936г.). Венер две, как и на картине «Галлюциногенный тореадор». Дали часто прибегал в своём творчестве к повторам (дублированию) образов. Необычным в облике античной скульптуры являются ящики – один из символов и знаменитейшая выдумка Дали. Он всегда изображал их открытыми. Как считают одни, Венера Милосская с ящиками в теле вызывает яркие образы потаенной женственности, закрытости, тайны, другие намекают на обыскивание, производимое неумышленно, или на систему хранения для великого множества безделушек, которыми любят окружать себя женщины.
В правом верхнем углу над головами Венер – глаза. За основу взят «Глаз времени» - изысканное ювелирное изделие - брошь-часы, выполненная ювелиром Карлосом Алемани по эскизу Дали. Художник подарил это украшение своей жене в 1949 году. Всего было изготовлено 20 экземпляров, часть из которых продается на мировых аукционах и в наши дни. При начальной цене в 8-12 тысяч евро каждая такая брошь уходит с молотка за 75.000-96.000 евро.
Интересное фото - Дали в присущей ему эпатажной манере демонстрирует украшение:
Источник.
Символический знак времени и "видения"- часы - заключены в радужную оболочку
глаза, а его контур очерчен бриллиантовой оправой. Глаз видит все: и настоящее,
и будущее. Из уголка глаза с мерцающим драгоценным рубином скатывается
бриллиантовая слеза… Кроме того глаза в моём коллаже - аллюзия на декорации Дали
к психологическому триллеру Альфреда Хичкока «Заворожённый».
Источник.
И завершает композицию журналинг – слова самого мэтра сюрреализма,
наполненные то ли едким сарказмом, то ли самоиронией – «Не бойтесь совершенства
– вам его не достичь». Строки я намеренно приклеила не горизонтально, а вкривь и вкось с
уходом в перспективу. С одной стороны, именно так композиция выглядит
гармоничной, а с другой – такое расположение является необычным (а всё
необычное, выходящее за рамки общепринятых норм, зачастую трактуется как неправильное). В общем, я пыталась соответствовать! :))
Редкое фото Сальвадора Дали:
А теперь немного моих фотографий театра-музея Дали и его экспонатов.
Возле музея посетителей встречает скульптура молодой каталонки. Ее одежды развевает северный ветер Трамонтана, дующий в Фигерасе в зимние месяцы и сводящий с ума местных жителей своим воем. За спиной скульптуры башня Галатея, посвященная Гала.
Статуя Ньютона с яблоком в полой подвздошной области и отрезанным шестым пальцем
на правой ноге.
Удачный пиар-ход хозяев местного магазина сувениров :))
Перед входом в музей расположена скульптурная группа, посвященная известному каталонскому философу Франсиску Пужольсу. Основой памятника служит ствол столетней оливы.
Внутренний дворик музе."Дождливый" Кадиллак, на капоте скульптура "Великая Эсфирь", подаренная Дали Эрнстом Фуксом.
Картина «Обнажённая Гала, смотрящая на море» - яркий пример цифрового метода в творчестве Дали. На расстоянии 20 метров картина преображается в портрет Авраама Линкольна.
Зал Мэй Уэст. Детали интерьера под определенным углом составляют лицо актрисы. Картины на стенах - глаза, камин - нос, диван - губы.
Картина, украшающая потолок одного из залов.
Инсталляция из ложек с головой женщины. Я подозреваю, что это Гала.
Портреты Галы.
Не самое удачное, пересвеченное фото, да к тому же дублирующее одно из предыдущих. Я не собиралась его показывать, но... только на нем я обнаружила, что в кадр попала безымянная плита (в правом нижнем углу). На ней стоят люди, потому что гиды об этом не говорят и мало кто из посетителей об этом знает - но именно под этой плитой, в самом центре Театра-музея, рядом с его входом и сценой покоится прах Сальвадора Дали. Я не знала и обнаружила этот факт позже. Официальную могильную плиту можно увидеть в склепе Дали, расположенном ниже уровня этого зала, под этим самым местом.
Вскоре после смерти Галы в 1982 году, художник подготовил место своего захоронения в ее замке, в Пуболе, в склепе, где покоится его жена. Но когда Дали умер, непосредственно перед его похоронами, мэр Фигераса объявил, что Мэтр изменил свое завещание. Последней волей художника было обрести последний приют в Театре-музее, чтобы оставаться среди людей, быть в курсе всех событий и слушать, что о нем говорят.
Сальвадор Дали был загадкой для своих современников, той же неразгаданной тайной остается он и для потомков. Считать сюрреалистический "код Дали" вряд ли представляется возможным.
Сальвадор Дали был загадкой для своих современников, той же неразгаданной тайной остается он и для потомков. Считать сюрреалистический "код Дали" вряд ли представляется возможным.
Ленаааа это потрясающе!
ОтветитьУдалитьКоллаж! Какой коллаж! Какой фон! Боже мой! Нет слов!
С удовольствием прочитала весь твой пост! Очень интересно! Спасибо!
Катюша, спасибо огромное! Безумно приятно, что ты так высоко оцениваешь мою работу!!! И я очень рада, что ты нашла мои впечатления интересными, очень хотелось ими поделиться! :))
УдалитьЛена, я все твои работы оцениваю только в превосходной степени! И да, личные впечатления всегда делают пост теплее и интереснее (я так думаю) )))
УдалитьКатя, согласна, я вот люблю почитать чужие блоги :)) Но когда дело касается моей персоны, обычно сомневаюсь, что это кому-нибудь интересно :)) Но я уже работаю в этом направлении, хотя, наверное, интроверта ничто не исправит :)) Спасибо тебе!!!
Удалить...............у меня шок
ОтветитьУдалитьТашуль, со знаком плюс или минус?.. :))
Удалитьзачиталась вся...
ОтветитьУдалитьмало того, что просто интересно смотреть на твой коллаж, мало того, что после прочтения всего о сюре, в нём многое понятнее, чем прежде, но читать и сопоставлять описание с деталями работы - это что-то! сколько смысла!!!!!!!!!!!!
А ещё и твои впечатления (и открытие!!!!) после бытия в сердце Испании, в его мире - Лена, это... нет слов... это ВАУ! это потрясает!!!!!!!!!!!
я говорила, ты необыкновенная, но не поленюсь повториться - ты гениальна.
Спасибо тебе за твоё творчество.
Вика!!! Ты вгоняешь меня в краску!..:)) Ты же знаешь, как мучительно я шла к этой работе. Вернувшись домой, с какой-то маниакальной настойчивостью штудировала сайты, посвященные Дали, и в течение трех недель моя жизнь была подчинена только ему :)) Теперь знаю, откуда черпают информацию гиды и могу практически так же оперировать фактами :)) Погружение в тему вылилось в такой вот коллаж и пост... Бесконечно благодарна тебе за их высокую оценку, поддержку, понимание и тепло! И тоже повторюсь - они для меня бесценны!
УдалитьНевероятно интересно читать и смотреть! В юности меня завораживали работы Дали. Благодарю за напоминание, что именно в его работах можно найти несколько подтекстов.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за похвалу! Да, знакомство с Дали и у меня состоялось в юности, но, наверное, в силу возраста я еще не могла в полной мере оценить глубину его гения. Сейчас я увидела и открыла для себя новые, еще более удивительные грани. И радусь, как ребенок, этим открытиям :)) Это так захватывающе!
УдалитьЛена, безумно интересно рассказано и талантливо воплощено в коллаж!
ОтветитьУдалитьСама прониклась его работами после посещения музея в Санкт-Петербурге во Флориде.
И что странно, там тоже была картина на которой обнаженная Гала "превращалась" в Линкольна)))
Спасибо за душевный отзыв! Я очень рада, что от встречи с миром Дали мы получили одинаковые ощущения :)) Возможно, в одном из музеев хранится копия Галы-Линкольна, но нельзя исключить, что копии висят в обоих :))
УдалитьЛена, с таким интересом прочитала, хоть сама и была в музее 2 раза, днем и вечером! очень занимательно сравнивать впечатления и эмоции и осознавать, что я с тобой на одной волне! Мне безумно нравится твой подход к созданию работы, ни одна деталь не противоречит другой, настолько все осознанно и гармонично, даже в сюрре... Ты просто умница, восхищаюсь!!!
ОтветитьУдалитьОлечка, здорово как! Я и не сомневалась, что мы с тобой близки по мироощущению! :)) Очень тронута твоими словами!.. Благодарю!!! И восхищаюсь взаимно!
УдалитьПотрясающий сюр и очень интересно было читать.
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное! Очень приятно, что моя работа заслужила добрые отзывы и пост нашел своих читателей!!!
УдалитьЛена, я обожаю Дали, поэтому не могла не влюбиться в вашу работу!!!! очень классно!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьЯ тоже этим летом была в этом музеи и конечно, испытала восторг, так как в моем творчестве он занимает не последнюю роль и он один из тех, кто может вдохновить на приключение и смелость!!!
А еще я рада знакомству с вами! будем дружить!
Люда, я так рада, что наши предпочтения совпадают! :)) Спасибо Вам большое за слова в адрес работы! Они очень важны для меня!
УдалитьМне тоже очень приятно познакомиться, всегда рада новым друзьям!
супер! Я как только увидела "стекающие" часы, так и замерла.. и рассматривала коллаж долго, а потом и пост читала.. Обалдеть! Я им "заболела" лет в 13, перечитала всю доступную тогда литературу, искала везде репродукции. А на 20 лет мне подарили шикарную книгу! прекрасная полиграфия, почти все его работы. Она у меня уже такая потрепанная)) Что уж говорить, что и духи у меня были тоже одноименные))) Кстати, единственные духи, которыми я пользовалась на протяжении нескольких лет...
ОтветитьУдалитьОчень хочется съездить в музей, моя мечта побывать там)) Как здорово, что ты там была..
А в последнее время, видимо в нашей жизненной суете, как-то меня немного "отпустило"... И вот тут твой коллаж! глаз "зацепился" и понеслось все по новой))) Спасибо!!!!
Алина, да-да, я помню - у меня тоже был такой парфюм :)) И я очень рада, что мой пост о Дали, моя работа всколыхнули в тебе такие живые воспоминания и эмоции! Безумно приятно!!! Спасибо за теплые слова!!! Уверена, твоя мечта обязательно сбудется! :))
УдалитьЛена, потрясающе.!!!!!
ОтветитьУдалитьИ работа и рассказ!!!!
Много читала и смотрела в своё время, читала и книги Дали.... Но потом всё ушло на второй план или даже на третий... Хотя что-то всегда в памяти, иногда увидишь или услышишь что-нибудь и всплывает в памяти определённая картина Дали.
Но сейчас твой рассказ и твоя картина захватила и понесла. Не могу даже очно описать свои чувства и ощущения. Наверное это тоже Ветер Перемен.
Спасибо.
Оксаночка, очень приятно читать твои слова и осознавать, что моя страничка вызвала в тебе такие чувства!.. Это так ценно и захватывающе для меня - понимать, что моя работа несет свою энергетику и имеет некую отдачу. Так важно - оказаться на одной волне с теми, кто неравнодушен к волнующей меня теме! Спасибо тебе огромное!!!
Удалить